Формирование научного мировоззрения при изучении физики

 

Г. А. Розман

 

Псковский государственный педагогический институт

180016, г. Псков, пл. Ленина 2

E-mail: rozman@psk.sovintel.ru

 

Формирование научного мировоззрения является одной из главных задач преподавания физики. В статье показывается возможность решения этой проблемы при анализе фундаментального понятия «Взаимодействия».

 

Народное образование, как и все наше общество, переживают трудный период построения новой общественно-экономической формации. Из множества проблем мы выделим в данной статье вопрос о формировании научного мировоззрения при изучении физики.

Провозглашение «свободы слова» не отменило этой цели, а, наоборот, требует к ней постоянного внимания. Тем более, что часто понятие «духовность» связывается лишь с религиозным восприятием окружающей действительности. Кажется, что даже возникла боязнь говорить на эту тему.

В это же время все средства информации (газеты, журналы, телевидение, реклама, кино, шествия, молебны и т.д.) пропагандируют оккультизм, астрологию, пара - нормальные явления и тому подобное, заполнив образовавшийся вакуум в научном процессе постижения тайн мироздания.

«Свобода слова» требует от нас большей ответственности в решении обсуждаемой проблемы. Повторим: стало неприличным говорить, о том, что наука и религия – это разные, параллельные формы человеческого мышления. Непонимание этого приводит к таким высказываниям, например, что наука, в том числе и физика, будто бы подтверждает существование Бога. Вера в божественное происхождение мира и вера в возможность научного объяснения природных явлений не могут опираться друг на друга. Они исходят из разных целей. В религии бессмыслен вопрос: «Почему мир устроен так?»- «Таким его создал Бог». В науке же этот вопрос является основным и требует ответа, что и делает наука.

Научное мировоззрение не может возникнуть стихийно, только из того, что человек изучает науки. Религиозные деятели- в основном, - это высоко культурные и знающие люди. Но их восприятие Природы основано на главном постулате - так сделал Бог. Бессмысленно отвергать существование Бога научными методами – его существование – это дело веры.

Именно поэтому необходимо, изучая науку, в том числе и физику, сознательно формировать у слушателей научное мировоззрение. При этом параллельно не требуется проводить антирелигиозную (тем более воинствующую) работу. Мы это уже «проходили» в нашей стране в ХХ в с печальными последствиями.

Не умаляя значения в решении поставленной задачи других разделов физики, следует подчеркнуть  особую важность электродинамики и специальной теории относительности. Высокий уровень систематизации знаний в области электромагнетизма, логическое совершенство теории Максвелла, глубокое проникновение в нее математики – все это позволяет считать электродинамику эталоном построения физической теории. Не уступает ей в красоте и логичности построения и специальная теория относительности (СТО), созданная А. Эйнштейном в 1905 г. (В 2005 г. по решению ЮНЕСКО весь мир будет отмечать 100-летие создания СТО). Специальная теория относительности продолжила развитие и завершила построение электродинамической картины мира. Велико было и остается влияние электродинамики и СТО не только на мировоззренческие, но и на социальные и этические взгляды людей. Электродинамика и СТО имеют широкие практические приложения. Они – основы электро- и радиотехники, оптики и ядерной энергетики, основы современных физических представлений о пространстве, времени и движении различных видов материи – вещества и поля, реальность и материальность последнего была утверждена именно этими теориями.

Изложение электродинамики (ЭД) и СТО не должно носить чисто учебный характер. В изложение необходимо включать и методические, и методологические моменты, обращать внимание как на решенные, так и на нерешенные вопросы в этих теориях.

Знакомство на примерах ЭД и СТО с методами установления истины, имеющей относительный характер, но содержащей элемент абсолютной истины, знакомство со структурой физической науки, основных путях ее развития способствует расширению кругозора будущего специалиста.

Построение обеих теорий – и ЭД, и СТО – аксиоматическое. В основе их лежат постулаты, являющиеся обобщением опытных фактов и не требующих поэтому математического доказательства. Таковыми являются уравнения Максвелла, в математической форме выражающие экспериментальные факты, как-то сосуществование магнитного поля вокруг постоянного электрического тока, порождение электрического поля меняющимся магнитным полем и т.д. Таковыми являются и постулаты Эйнштейна, обобщающие многовековые поиски абсолютной системы отсчета (СО) и установление постоянства скорости света (электромагнитных волн) в вакууме по всем направления в любой инерциальной СО. Обе теории связаны единым объектом исследования, обе находились в противоречии с предшествующими теориями (ЭД  Максвелла с электродинамикой Ампера – Вебера – основанной на принципе дальнодействия; СТО – с классическими представлениями о пространстве времени и движении).СТО является развитием ЭД Максвелла на движущиеся среды (первая работа А. Эйнштейна имела название «К электродинамике движущихся тел»). Но потребовав полного пересмотра наших представлений о формах существования материи, о пространстве и времени, СТО переросла в общефизическую теорию. Особенно важно и то, что ЭД Максвелла, построенная за более чем 30 лет до 1905 г., оказалась релятивистски инвариантной, удовлетворяющей требованиям СТО, ее не пришлось исправлять в связи с созданием СТО.

Обе теории удовлетворяют общему принципу современной физики - принципу соответствия, согласно которому всякая более общая физическая теория, указывая границы применимости предшествующей теории, содержит ее как предельный случай. Принцип соответствия выражает бес­конечность процесса познания человеком природы, ее законов, объективность этого познания, относительность каждого этапа этого процесса, несущего в себе элементы, крупицы абсолютной истины. ЭД Максвелла в стационарных случаях дает те же результаты, что и предшествующая теория электромагнитных явлений; при выполнении условия <<1  формулы СТО  переходят в формулы  классической механики. Однако не верно утверждение, что классическая механика – это физика малых скоростей. А как быть с формулой , которой вообще нет в механике Ньютона? СТО справедлива во всем интервале изменения скоростей от 0 до С, но в отдельных случаях (в обыденной жизни это практически всегда) поправками СТО можно пренебречь и пользоваться результатами классической механики. Ошибочность упомянутой фразы очевидна и потому, что в классической механике нет ограничения для величины скорости, в том числе и для скорости света. Это следует из классической теоремы сложения скоростей, от выбора системы отсчета.

Из множества методологических, философских проблем ЭД и СТО проанализируем одну, выполняющую центральную  задачу в мировоззренческой проблеме. Она связана со множеством других, так как касается материалистической сущности бытия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, их причинно–следственных  связей. Эта проблема называется "Взаимодействия".

Несмотря на то, что и в ЭД и СТО рассматриваются лишь  электро­магнитные взаимодействия, но анализ проблемы и выводы из нее могут быть распространены на все другие известные виды взаимодействий.

Классическая механика, и все те теории, которые строились на ее основе, исходила из принципа дальнодействия, смысл которого заключа­ется в том, что существует бесконечно быстрый сигнал, т.е. взаимодействие между телами может осуществляться мгновенно, независимо от расстояния между ними. Рассмотрим с этой  точки зрения основные законы механики Ньютона. Так, 2-й закон классической механики утверждает, что ускорение, приобретаемое телом под действием силы, возникает у него тотчас же, как толь­ко начинает действовать сила. Этот же принцип лежит и в основе 3-го закона Ньютона: всякому действию тотчас же создается равное и противоположно направленное противодействие .Гравитацион­ные силы у Ньютона также являются дальнодействующими. Принцип даль­нодействия вытекал не только из уровня знаний ученых ХУ11 – XIX вв., но и соответствовал также их религиозным, мировоззренческим взглядам. Так, абсолютный детерминизм Лапласа непосредственно приводил к бо­жественной воле, могущей управлять всем миром мгновенно. Но даже тог­да, когда принцип дальнодействия считался общепризнанным, находились ученые (Декарт, Гюйгенс, Лейбниц и др.), возражавшие против него и счи­тавшие, что действие от тела к телу должно передаваться с конечной скоростью. И в этом процессе важную роль должна играть промежуточ­ная среда. В середине XIX в. этот принцип применительно к электро­магнитным взаимодействиям развивал М. Фарадей. Он рассматривал элек­тромагнитный эфир как промежуточную среду, через посредство которой осуществляется электромагнитное взаимодействие. Изменение состояния эфира Фарадей представлял при помощи силовых и токовых линий, кото­рые он считал реальными образованиями в эфире. Взгляды Фарадея были обобщены    и выражены математическим языком Дж. Максвеллом. Введя ток "смещения", существующего и в диэлектрической среде, и в вакууме, Максвелл симметризовал свои уравнения, обобщающие опыты Эрстеда и явление электромагнитной индукции, откры­том М. Фарадеем, и при их совместном решении получил волновое урав­нение. Анализируя его физический смысл, Максвелл предсказал существование электромагнитных волн, распространяющихся от места своего возникновения со скоростью света (тем самым была показана электро­магнитная природа световых волн), переносящих энергию, импульс, момент импульса.

Максвелл строил свою теорию на основе гипотезы абсолютно не­подвижного эфира, заполняющего все мировое пространство и служащего средой, изменение состояния которой и приводит к возникновению и распространению электромагнитных волн.

В 1905 г. А .Эйнштейн проанализировал ситуацию, сложившуюся в физике в связи с поисками эфира : в одних опытах – аберрация Брадлея,  эфир считался абсолютно неподвижным, в других –опыт Физо, частично увлекаемым движущейся средой, в третьих- опыты Майкельсона, – эфир должен был полностью увлекаться движущейся средой; кроме того, чтобы не противодействовать движению небесных тел, эфир должен иметь ничтожную плотность, однако, чтобы свет мог распространяться со скоростью 300000 км/с он должен обладать гигантской упругостью, что несовместимо с малой плотностью.

Этот анализ привел Эйнштейна к убеждению, что эфир не нужен для рассмотрения процесса распространения электромагнитных волн. Но тем самым Эйнштейн признал материальность электромагнитного поля со всеми вытекающими отсюда физическими и философскими выводами. В 1932 г. в реакции аннигиляции электрона с его античастицей – позитроном рождались кванты электромагнитного поля. Так было установлено материальное единство двух видов материи – вещества и поля.

 При решении волнового уравнения для векторов поля или электро­магнитных потенциалов, получались так называемые запаздывающие и опережающие решения, их функциональная зависимость от времени выражалась таким аргументом. Наличие в аргументе слагаемого , имеющего размерность времени и связанного с расстоянием, проходимым  волновым процессом  с   определенной скоростью V, указывало на запаздывание (опережение) распространения электромагнитного процесса, что объяснялось конечной скоростью перемещения этого процесса в прос­транстве. Формулировка законов электродинамики на языке дифференци­альных соотношений, получение конечной скорости перемещения электро­магнитного возмущения привело к победе принципа близкодействия, ут­верждающего, что состояние электромагнитного поля в данной точке в данный момент времени определяется его состоянием в бесконечно близких точках в более ранний момент времени. Иными словами, в природе существует конечная скорость передачи взаимодействия. Этим отвер­гается абсолютный детерминизм Лапласа, не все события в мире могут иметь между собой причинно-следственную связь, отвергается фатальная связь между всеми космическими и земными явлениями.

Из ЭД Максвелла следовало, что наибольшую скорость электромаг­нитные волны имеют в вакууме. Реальность электромагнитных волн и их конечная скорость распространения были экспериментально подтвержде­ны Г. Герцем (1887г.). А изучение электромагнитных процессов в движущихся средах привело к парадоксальному (для классических представ­лений) выводу, что в вакууме скорость электромагнитных волн одна и та же во всех инерциальных СО, т.е. эта скорость оказалась предель­ной скоростью, существующей в природе. Этот результат, а также  экспе­риментально установленную невозможность выделить какую либо инерциальную СО, наблюдая в ней любые физические явления -были положены А. Эйн­штейном в основу построенной им новой теории пространства ,времени и движения – специальной теории относительности. Любое событие должно определяться 4-мя "координатами":3-мя пространственными и временем. Как показала СТО, пространственные и временная координаты события по отдельности являются относитель­ными характеристиками (т.е. их числовые значения зависят от выбран­ной СО), но их определенным образом составленная комбинация - интер­вал, имеющий смысл 4-х -мерного "расстояния", абсолютно характеризу­ет два события, которые он связывает. Интервал , где Т-время чередования двух событий, R- пространственное расстояние меж­ду ними, позволил еще детальнее разобраться в причинно-следствен­ных связях явлений мира, чем это было сделано в электродинамике Мак­свелла после установления конечной скорости распространения свето­вого (электромагнитного) сигнала. И эта детализация основывалась на относительном характере в отдельности временных промежутков и длин, установленных в СТО и абсолютности интервала.

Возможны три случая для относительных значений членов, состав­ляющих интервал и R, где первый член определяет расстояние, про­ходимое световым, т.е. самым быстрым сигналом, за время Т чередования этих событий. Пусть СТ>R. Это означает, что световой сигнал может перенести определенную информацию из места нахождения первого события в место нахождения второго до того мо­мента времени, когда возникает 2-е событие. Тем самым первое событие может быть причиной 2-го (хотя это и не обязательно!).А так как зна­чение интервала сохраняется в любой инерциальной СО, то в любой СО, где штрих указывает на то, что соответствующая величина измерена в другой инерциальной СО. Тем самым установленная выше причинно-следственная связь между событиями сохраняется для этих событий абсолютно, везде. Такая связь между событиями могла быть и в классической физике, в которой предполагалось существование бесконечно быстрого сигнала и между событиями (причем, всеми!) могла сущест­вовать причинно-следственная связь, т.к. для любого расстояния R. всегда выполнялось условие ,если C- бесконечно большая ве­личина.

Рассмотрим другой возможный случай соотношения R и CT. Если R>CТ, то даже световой сигнал не успевает за время чередования 2-х событий Т преодолеть расстояние R .разделяющее эти события. И поэ­тому первое событие не может быть причиной второго ни в одной СО в силу абсолютности интервала и, следовательно, сохранения соотно­шения R>СT в любой .Между данными событиями ни в одной СО не может быть причинно-следственных связей. Подобного случая не могло быть в классической физике, где между всеми событиями могла суще­ствовать причинно-следственная связь в силу исходной предпосылки о существовании бесконечно быстрого сигнала.

Таким образом, введение в СТО новой абсолютной величины - интервала, позволило разделить все пары событий в мире на два не переходя­щих друг в друга класса событий: не имеющих или могущих иметь между собой причинно-следственную связь. Для событий, имеющих эту связь, абсолютным является порядок их чередования во времени, но располо­жение их в пространстве - относительно. Для второго класса событий не имеющих между собой причинно-следственной связи, порядок чередования во времени в разных СО может меняться, в то время как пространственное расположение событий - абсолютно, одно и то же в различных СО. Третий случай значения интервала описывает движение светового сигнала. Предыдущие рассуждения можно "наглядно" проиллюстрировать графически при помощи так называемого «светового конуса», образующие которого определяются равенством . Каждая точка пространственно-временной плоскости соответствует определенному событию. Если расположить одно из рассматриваемых 2-х событии в начале координат, ему будут соответствовать нулевые пространственная и временная координаты. Все события в мире по отношению к нему можно разделить на абсолютно "прошлые" и "будущие", абсолютно "правые" и "левые".

Введение в СТО предельного сигнала -скорость света в вакууме- позволило глубже понять возможные проявления взаимодействий в природе, становления при­чинно-следственных связей между событиям

Анализ взаимодействий в природе не был бы завершен, если бы мы не коснулись границ справедливости всех наших рассу­ждений. Известно, что СТО справедлива в однородном и изотропном пространстве -времени. При этом из рассмотрения устраняется гравитация, влияние на свойства пространства – времени тяготеющих масс. Обобщение СТО на этот случай было сделано самим же А. Эйштейном в 1916 г. в так называемой Общей теории относительности (ОТО). Рассмотрение содержания ОТО выходит за рамки данной статьи. Но основной вывод – существование в Природе близкодействия – сохраняется и в ОТО. Предсказываемые этой теорией гравитационные волны также будут распространяться с предельной скоростью С.

Другая область явлений - микромир. Согласно СТО, элементарные частицы должны быть без структурными, точечными, так как только в та­кой модели элементарная частица могла бы вести себя во взаимодей­ствиях как единое целое. В противном случае, необходимо было бы предположить, что внутри элементарных частиц действие распространяется с бесконечно большой скоростью, т.е. в пространстве-времени микрочастиц должно существовать дальнодействие. Самым парадоксальным яв­ляется то, что экспериментально обнаружена структурность барионов.
     Это затруднение СТО не преодолела еще до сих пор. Проблема будет разрешена, по -видимому, после создания теории элементарных частиц.

"Дальнодействием" особого рода является то взаимодействие меж­ду элементарными тождественными фермионами, которое выражается прин­ципом Паули и называется "не силовым взаимодействием". Такое же не ­силовое взаимодействие, носящее характер дальнодействия, проявляет­ся в редукции общей волновой функции двух частиц, происходящей при измерении состояния одной из частиц. Эта редукция проявляется в том что изменяется вероятность возможных состояний и второй частицы, хо­тя никаких измерений ее параметров не производилось.

Квантовая механика, построенная в 1925-27 гг Гейзенбергом и Шредингером является нерелятивистской теорией, т.е. она не учитывает выводы СТО (в 1928г Дирак объединяет квантовую механику и СТО, построив релятивистскую теорию электрона). В этой теории дальнодействие проявляется, например, в акте взаимодействия атома с излучением: переходы атома из возбужденного состояния или акт поглощения излучения происходят мгновенно. Иногда можно встретить утверждение, что этот процесс происходит за время Это не корректно, так как этот промежуток времени соответствует не времени перехода, а времени нахождения атома в возбужденном состоянии и следует из соотношения неопределенностей Гейзенберга

Особый разговор может идти о проявлении дальнодействия в СТО в связи с проблемой тахионов, предсказываемых этой теорией, но обладающими уникальными свойствами, не обнаруживаемыми современными приборами, но теоретическая разработка которых проводится интенсивно.

Таким образом, можно говорить, что в СТО проблема дальнодействия завершила свое "классическое" развитие и оно по-новому понимается в современной физике. По сути дела, речь идет о диалектическом единстве принципов близко- и дальнодействия, толкование которых изменилось в связи с достижениями современной науки.

Данный выше анализ проблемы "Взаимодействия" показывает, какие огромные возможности открывает электродинамика и специальная теория  относительности в деле утверждения материализма и его диалектичес­кого характера. Обсуждение проблемы проводится на протяжении всего курса ЭД и СТО, но можно указать и другие пути раскрытия этого вопроса: проведение специального семинара, заслушивание докладов на засе­даниях кружка, написание рефератов, проведение конференции.

Формирование научного мировоззрения требует самого пристального внимания всех работников просвещения. И, в особенности, ведущих преподавание физики – науки о Природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные автора: Розман   Герман   Аронович

                                          Доктор физико – математических наук,

                                                Почетный профессор Псковского государственного педаго-

                                                гического института, кафедра физики,

                                                специальность «физик – теоретик».

       Адреса:   домашний   180016, г. Псков, Рижский пр., д.29/31, кв. 100

                Тел. домашний    46-08-04

                E-mail (личный)  rozman@psk.sovintel.ru

 

        Фамилия автора по английски:  G. A. Rozman

 

 

Название статьи Г. А. Розмана на английском языке

 

Physics reasoning and teaching of physics

 

 


Аннотация статьи Г. А. Розмана на английском языке


The development of the physics methods of thinking and reasoning
is the one of the main goals of teachers of physics. The article
considers the process of this development when teaching students the
fundamental concept of "interaction".
-----------------------------------------------------------------


 

 


 

 



Hosted by uCoz